24.06.15

ВЛИЯНИЕ ИМИДЖА ЛЕКТОРА НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ПРОФСОЮЗНЫХ КАДРОВ

профсоюзное обучение
Подготовка профсоюзных кадров всегда считалась одним из важнейших направлений деятельности профсоюзной организации. Вплоть до начала 90-х годов этому направлению деятельности уделялось большое внимание. Профсоюз был довольно значимой частью советской надстройки, поэтому на подготовку профсоюзных кадров выделялись немалые средства, позволявшие содержать целую образовательную структуру: ВШПД ВЦСПС, ИПК при ВШПД, Зональные и областные Учебно-методические центры профсоюза. Обучение профсоюзных лидеров и актива проводилось централизованно по единой программе. 
Вслед за трансформацией в 90-х годах структуры профсоюзной организации, ее задач, организация профсоюзного образования тоже претерпела изменения. В настоящее время подготовку профсоюзных лидеров, способных организовывать деятельность профсоюзов в условиях рыночных отношений, называют одной из основных задач профсоюза.
Необходимо помнить, что профсоюзная учеба, в какой бы форме она ни проводилась — будь то лекции, семинары или занятия профсоюзного кружка, — развивает не только личные качества и умения членов профсоюза, но и их способности к солидарному сотрудничеству, вовлекает в осознанный и активный процесс управления отраслью.
Наш вуз, в котором есть факультет повышения квалификации профсоюзных кадров, проводит большую работу по профсоюзному образованию. На факультете создана лекторская группа.
Многие лекторы показывают высокий профессионализм, который сказывается и на подборе обучающих тем. Однако мало определить тему и выдать необходимый методический материал, нужно еще и подать ее так, чтобы слушатели заинтересовались проблемой и приняли активное участие в работе семинара. Разнообразные формы и методы обучения (от ролевой игры до диспута), которые применяются, никого не должны оставить равнодушными. Лектор должен обладать огромной суммой знаний, умений и навыков, но не менее важно, чтобы он достойно выглядел, правильно формулировал свои мысли, говорил, умел «подать» себя.
Тот, перед кем поставлена задача выступить на профсеминаре, должен найти ответы на следующие вопросы:
Какую тему выбрать?
Чем интересна эта тема для профсоюзов? 
Чему должны научиться участники семинара?
Что за люди придут на семинар? 
Каковы ожидания участников семинара?
Когда и где состоится семинар? Какова его продолжительность?
Какие приемы и методы я использую на семинаре? 
Какие учебные материалы по данной теме у меня есть, что еще необходимо подготовить?
И, конечно же, как выглядеть, в каком имидже предстать перед аудиторией?
Немало внимания необходимо уделять вопросам имиджа (хотя имидж, безусловно, не главное). Можно сослаться на авторитет французского ученого Блеза Паскаля, который говорил, что прежде чем начать людей в чем-то убеждать, им надо суметь понравиться. Сейчас маркетологи выделяют новое направление – персональный менеджмент – это многоуровневая работа «над имиджем» современного человека, включает множество задач. Что же такое имидж? Если дословно переводить с английского это слово, то в буквальном смысле оно означает «образ». Имидж – это ваш образ в глазах других людей. Имидж – это умение управлять впечатлением. Это очень емкое понятие. 
С одной стороны, имидж – результат жизнедеятельности человека, а с другой – средство управления его жизненной перспективой. С первой частью утверждения мало кто будет спорить по причине его очевидности, что же касается второй, то далеко не все рассматривают имидж в качестве важного средства программирования своего жизненного пути и по этой причине не используют его для достижения успеха в жизни. Имидж способствует развитию внутренней стратегии отношения человека к жизни и к себе, стимулирует его активность, постоянную работу по саморазвитию и самосовершенствованию, выступает средством достижения успеха в жизни. Овладевать технологией формирования и корректировки своего имиджа особенно полезно тем, у кого общение и личное воздействие на людей – важный инструмент профессиональной деятельности. Поэтому лекторам нельзя недооценивать значимость и важность работы над созданием и развитием собственного имиджа.
В чем же заключается работа над собственным имиджем?
На эту тему сейчас предлагается немало различной информации, есть возможность пройти соответствующие тренинги и семинары или воспользоваться индивидуальными консультациями коуча-наставника. Но при этом, очень важно понять, что это – серьезная и довольно длительная работа.
Для начала поразмышляйте о своем образе в целом: Что вы за человек? Какой вы? Каковы ваши сильные стороны? А каким образом вы сообщаете об этом окружающим вас людям? Какое впечатление вы хотели бы производить на окружающих? Как вы узнаете об этом впечатлении, т.е. какова будет реакция собеседников на вас? Очень желательно эти же вопросы обсудить с несколькими людьми, которые вас хорошо знают и могут наблюдать вас в разных ситуациях. 
Затем выберите в себе те 2-3 черты, которые вы хотели бы подчеркнуть, сделать более заметными, выпуклыми. Подойдите к этому очень серьезно – эти черты станут стержнем вашего будущего имиджа! Важно, чтобы та информация о себе, которую вы собираетесь транслировать во внешний мир, максимально соответствовала вашему внутреннему «я». Один из основных принципов формирования имиджа – использовать свои собственные черты, делая более заметным то, что наиболее привлекательно в вас и затеняя остальное, не нужно пытаться выглядеть тем, кем вы на самом деле не являетесь. Скорее здесь речь идет о сокращении дистанции между желаемым и реальным образом. 
Понаблюдайте за людьми, чья манера поведения вам импонирует, посмотрите различные телешоу, интервью с известными людьми – артистами, политиками. Отметьте для себя тех, кто близок вам по типажу и обратите внимание, как они держат себя в различных ситуациях, какая у них улыбка, какие интонации они используют. Проанализируйте и свое прошлое – многим людям свойственно вести себя по-разному, попадая в разную среду. Вспомните, когда вам все особенно легко удавалось, когда вы получали от людей хорошую обратную связь. Возможно, вы сможете перенести этот свой удачный опыт из прошлого в настоящее. 
Подумайте, как вы можете проявлять эти черты через речь, интонации, мимику, манеру одеваться. Займитесь всеми этими деталями в действиях. Отрепетируйте выражение лица перед зеркалом, причем оно должно быть таким, чтобы вы от него не уставали, чтобы оно не сползало с лица в самый неподходящий момент, когда вы себя не контролируете. Не забывайте об осанке – это основа кинетического имиджа. Запишите на диктофон свой голос, послушайте, как он звучит, поработайте над более выразительными интонациями. Подберите для себя соответствующий стиль одежды - несколько вариантов для официальной обстановки, для более неформальной, для торжественных случаев. 
Конечно, в данном вопросе, когда речь в первую очередь идет об оценке вас окружающими со стороны, необходимо участие референтного, значимого для вас, лица. Ведь «все мы в зеркале славные». Желаемое может серьезно отличаться от действительного. Даже если вы решите поработать над собой самостоятельно, поговорите со своим другом (подругой), человеком, чьему мнению вы доверяете. Договоритесь с ним периодически встречаться и анализировать изменения, которые с вами происходят. 
Если вы будете настойчивы в своих действиях, вы заметите изменения и в оценке вас окружающими людьми, и во внутреннем самоощущении. Ведь грамотно продуманный и реализованный имидж, гармонирующий с вашим внутренним миром – не только залог успеха в установлении социальных контактов, но и мощный инструмент личностного развития. 
Существуют некоторые секреты успешности. Есть такое «Правило трех 20-ти»:
20 минут для лица – будьте обаятельны. Обычно деловые встречи недолговременны (условно 20 минут), поэтому необходимо следить за своим лицом, оно должно вызывать приятные эмоции у партнеров на протяжении всей беседы. Не забудьте про «контакт глаз»: собеседники, испытывающие обоюдное доверие, стремятся смотреть друг другу в глаза. Если же вы беспричинно отводите взгляд в сторону, это может означать либо вашу скуку, либо неуверенность в собственных силах. Ни то, ни другое отнюдь не способствует общению. А вот улыбка, при условии, что она естественная и доброжелательная, снижает межличностное напряжение и убирает психологические зажимы.
Нужно всячески избегать проявления так называемого «мимического диссонанса», когда нижняя часть лица подвижна (может демонстрироваться широкая улыбка), а верхняя абсолютно статична (например, взгляд осуществляется в упор или глаза выглядят как «застывшие»).
20 слов – не надо много слов, будьте убедительны. Для этого надо запастись весомыми аргументами и доводами. Пословица «Словам должно быть тесно, а мыслям широко» актуальна и по сей день.
Когда имиджмейкеров спрашивают: «Правда ли, что молчание – золото?», они отвечают: «Правда». Все знают, наверное, что скрывается за поговоркой «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». Ведь «неосторожно сказанное слово» может выдать ту информацию, которую вовсе не следует делать достоянием гласности. Именно поэтому берегитесь запальчивости в ходе дискуссии или при выступлении, выключайте ваш «автопилот», чтобы не наговорить много лишнего.
20 секунд поведения – производите приятное впечатление сразу. Психологи утверждают, что первое впечатление складывается в течение первых 20 секунд встречи. Большинство людей больше доверяют своим чувствам, чем аналитическому уму. Именно они (чувства) рождаются первыми.
С помощью имиджа можно легко управлять каждой жизненной ситуацией и быстро достигать необходимых целей. Как быстро? Скорость этого процесса сумели измерить: устойчивое мнение о человеке формируется в пределах от 30-ти секунд до 4-х минут. Первые впечатления очень сильны и долговременны. И, как известно, дважды первое впечатление – не произвести… 
Это еще не самые важные цифры в вопросах имиджформирования. Используя широко известные экспериментальные данные академика А. Мехрабяна по восприятию человека человеком, предлагается такая формула: 
Если - 55% от общего впечатления – это то, КАК ВЫГЛЯДИТ человек (цвет кожи и волос, внешний вид, одежда, позы, жесты, мимика, характер зрительного контакта, эмоциональный настрой) 
- 38% определяется тем, КАК ГОВОРИТ человек (тон и высота голоса, темп речи, эмоциональная окраска речи, произношение и дикция) 
- 7% – остается на то, ЧТО говорит человек: собственно сообщение.
То – на 7% общего впечатления приходится наша ЦЕЛЬ – то, зачем мы обращаемся к людям (и как часто нам кажется именно это самым главным!).
А то, КАК мы выглядим и говорим – собственно и есть наш имидж. Можно быть правым по существу, но не добиться своих целей, если мы не умеем выстроить необходимый по ситуации имидж.
Следовательно, ИМИДЖ ОПРЕДЕЛЯЕТ 93% УСПЕХА ДЕЛА!
В искусстве производить впечатление важна техника исполнения – необходимо много «репетировать», как и в любом другом искусстве. И внешний вид, и манеры поведения и говорения, и стиль костюма требуют многих знаний и умений – тренируйтесь!
Марикян Светлана Владимировна - член лекторской группы ФПК,
 кандидат социологических наук, доцент ХСЭИ