02.09.16

ВОПРОСЫ ИНТЕРНЕТ-ОБРАЗОВАНИЯ

профсоюзное обучение

Французский философ и историк Марсель Гоше признает, что цифровые технологии перевернут образовательную систему.
Онлайн-обучение не означает смерть профессии преподавателя — утверждает Марсель Гоше. Доступ к разнообразным источникам знания лишь увеличивает необходимость в посреднике.
А что, если завтра мы больше не будем нуждаться в преподавателе? Что, если благодаря технологиям ученики смогут всё усваивать самостоятельно, а роль преподавателя ограничится ролью тьютера или репетитора?
В то время как MOOC, Массовые открытые онлайн-курсы (англ. Massive open online courses, MOOC), наводнили Францию, вопрос о способе образования стал дискуссионным. Эмануэль Давиденков, редактор журнала «L’Étudiant», в своей книге «Электронное цунами» объясняет,  как оно может взбаламутить французскую школу,  по его мнению, с серьезным опозданием. Философ Марсель Гоше, заканчивающий книгу «Обучать, учить», признает, что цифровые технологии перевернут образовательную систему. Но, в противоположность распространенному мнению, в своем интервью он настаивает на том, что в будущем мы более чем когда-либо будем нуждаться в школе и в учителе. 
профсоюзное обучение
На фото: французский философ и историк Марсель Гоше
Можно ли продолжать преподавать сегодня в школе так же, как раньше? 
Разумеется, нет. Вопреки тому, что обычно говорят, школа — это институт, который имеет внутренний фактор изменения: учеников. Миф о школе как об укрытии общества, как о чем-то, функционирующем как храм или казарма, — чистая выдумка. Этого никогда не существовало. Учителя не грубо бесчувственные: они адаптируются к своим ученикам и к влияниям общества, которое те воплощают собой. Независимо от директив сверху, именно они являются теми, кто оказывается на передовой. 
Каждый находит свой способ уловить культуру учеников, чтобы ее обогатить, повернуть в иное направление, опереться на нее, создав возможность приобретения знаний для другого. Не нужно забывать: основа обучения — это разговор. Весьма особенный разговор, так как он не бескорыстен: он должен вести куда-то. Вообще говоря, технические изменения таковы, что они влияют на социальное функционирование каждый день. Неизбежно то, что они затрагивают школу и существенно меняют ее. 
Как же теперь учить? 
Было бы самонадеянно и глупо претендовать на точное знание того, какими должны быть отношения учителя и ученика сегодня. Но мы можем сделать некоторые наблюдения. Самые ярые сторонники электронного образования особенно часто повторяют, что ученики сегодня находятся в ситуации , когда они могут оспаривать то, чему учит педагог. Они говорят: в этом случае пьедестал абсолютно разрушен, раз мы можем тут же проверить верность всего, что говорит учитель. 
Вы согласны? 
Я признаю, что это правда. Но я совершенно не вижу здесь оспаривания позиции учителя, якобы всесильного и всезнающего. Как раз наоборот. Я думаю, для хорошего учителя цифровые технологии являются отличным средством стимулировать способность к оппонированию и дух любознательности. Это подтолкнет к поиску, к новым исследованиям. Очень часто это также хорошая возможность исправить глупости или существенные ошибки в статьях Википедии. 
Более того, это учит очень важной вещи, а именно: никто не знает. Нигде не существует «последней инстанции». Учитель имеет возможность объяснить, что существует несколько версий одного и того же и что знать что-либо означает столкнуться с неопределенностью, а не бездумно повторять услышанное. Такое образование кажется мне очень правильным. 
И все-таки стало труднее? 
Самое крупное изменение в том, что ученики становятся все более и более инициативными. Будучи в контакте с порой противоречащими друг другу источниками, они всё ставят под сомнение. Их вопросы становятся определяющими в поведении класса: «Я читал это, что вы на это скажете? «Это кажется вам нормальным?» Конечно, это все не просто уладить. Учитель должен теперь иметь дело с более интересной массой, но и более хаотичной. Искусство учителя становится трудным искусством отвечать на вопросы, которые не были предусмотрены, на вопросы, иногда касающиеся урока, а иногда и нет. 
Учитель оказывается перед задачей создать порядок в беспорядке. Работа учителя — создание связности в том, что предстает лоскутным одеялом вопросов, которые могут вести очень далеко: от модных научных теорий до распространенных сплетен из соцсетей. Необходимо показать им необходимость ключей, чтобы сдерживать расходящееся во все стороны поле смыслов. 
Вопреки всему тому, что говорят, учитель необходим всегда? 
Более, чем когда-либо. Иллюзия беглого взгляда на ситуацию –возможность общего самообразования: никакой больше возни с этими людьми, которые хотят нас направить по заранее установленному пути ; учить что хочется , когда хочется и как хочется… Но это лишь видимость, соблазнительная видимость. В действительности все это лишь усиливает необходимость в посреднике. Контакт порой совсем юных с необъятным количеством источников информации усиливает необходимость наличия учителя, собеседника, который воспримет их вопросы всерьез, который будет в силах показать в своей области знаний дорогу, позволяющую им управиться со всей этой информацией. Достаточно быть родителем или иметь внуков, чтобы провести подобный эксперимент. Вы говорите своим детям, которые вас спрашивают о чем-то: «Пойди, поищи в интернете». Они могут порой и найти что-то, в случае, если вопрос был конкретным. Но если это был вопрос понимания чего-либо, они вернуться к вам разочарованные. С этой точки зрения интернет — угнетающий посредник, внутри которого мы быстро обнаруживаем ограниченность управления им. Не хватает логичных средств, ключевых знаний, которые позволили бы соединить блоки информации и сделать из них что-то, что вы бы поняли. 
Смысл школы всегда шире, чем просто передача знания: это институт доверия, где мы можем получить ответы на вопросы практического порядка. С развитием интернет-обучения, это удел избранных, большинство не имеет этого шанса. 
Вы не согласны с теми, кто утверждает, что благодаря интернету мы учимся исключительно самостоятельно? 
Эра цифровых технологий создаст невиданно высокую планку школьных требований в нашем обществе. Все хотят достигнуть как можно большего в сфере своих интересов. Таков человек. В то же время мы ограничены. За теми знаниями, которые можно приобрести подобным образом, есть фундаментальные вещи: например, математика (для всего, что касается науки). И ее не выучишь играючи, сидя наедине с экраном. 
Что вы думаете о «педагогике наоборот», инверсивной педагогике, так популярной сегодня, согласно которой ученик знакомится с уроком в интернете, а потом учитель объясняет ему то, что было непонятно? 
Это идеальная картинка студента Стэнфда. Он изучает урок программирования у себя, а потом приходит в класс, чтобы уточнить у профессора то, что не до конца освоил. Речь идет об весьма особенных случаях. Предполагается человек, владеющий всеми фундаментальными умениями и соглашающийся на правила игры. Он доверяет преподавателю, который заблаговременно передает ему урок с возможностями дополнения при помощи других ресурсов. И даже в таком случае нельзя недооценивать взаимодействие в преподавателем: эти «прояснения», отодвинутые на второй план процесса, являются определяющими в понимании вопроса. Когда вы спускаетесь до более младших классов, все становится сложнее. Вы не можете рассчитывать на то, что ученики будут обладать концентрацией и средствами для того, чтобы усвоить документы, которые предложит им учитель. В реальности мы не можем увильнуть от этого, необходимо ввести их в определенные рамки. 
Ученики изменились в лучшую или худшую сторону? 
Перед школой сегодня в первую очередь стоит проблема: внимание учеников. С одной стороны, они знают бесконечно больше, чем раньше. С другой стороны, что означает «знают» в их случае? Они видят массу разрозненной информации, они слышали о бозоне Хиггса, они обладают поразительной открытостью, они путешествуют, видят кучу разных вещей… Как и мы, они плавают в бассейне разнородной информации. 
Школа незаменима? 
Школа больше не создает иллюзий, она потеряла магию, которой обладала в обществе с преобладающим числом неграмотных. Но она необходима по другой, дополнительной, причине: в огромном резервуаре информации она является местом, где можно найти некий код, где все вопросы могут быть заданы и где вам дадут рамки для организации всего этого. Она выполняет уникальную функцию в нашем обществе. 
Вы пишите, что школа не должна быть любой ценой в одной фазе с мутациями. Значит, она приговорена к отставанию? 
Она должна уметь создавать отношения с окружающей реальностью и делать возможными эти отношения для учеников. Она не должна мельтешить перед лицом изменений. Она должна соблюдать осторожность, которая пристала институту, чья задача — сохранять связь с прошлым. Мы родились не вчера. Существует гигантский резервуар прошлого. Школа является мостом между новым, которое зарождается без остановки, и знаниями, опытом: дата смерти Александра Великого остается все той же. 
Между прочим, школа является институтом равных. Она не должна фокусироваться на том, что происходит в инновационных сферах общества. Она должна следить, чтобы все ученики были примерно равны на основании общего соглашения. Нужно, чтобы родители понимали, что дети делают в школе и что каждый имеет настолько равные шансы, насколько возможно. Школа обладает естественной тяжеловесностью. Будучи по природе своей «арьергардом», она должна формировать людей «авангарда». 
Цифровые знания – иллюзия? 
Общество, где люди бы имели нечто вроде доступа к ангару знаний, — это притягательная, но нереалистичная и обманчивая мечта. Это иллюзия всесилия индивидуальности: мы бы были все «сэлф мэйд мэн» и «вумэн», и мы бы ничего не должны были другим…. Мы видим великую иллюзию нашего общества, которую техника сделала почти осязаемой. Однако чем больше информации, тем больше мы нуждаемся в том, чтоб ее освоить. Чем больше мы нуждаемся в том, чтобы ее освоить, тем важнее становится школа. Если нет, вы будете зомби с головой, набитой картинками.
Справка:
Марсель Гоше - французский философ и историк . Родился в 1946 году в Ламанше. В настоящее время работает в Центре политических исследований Раймона Арона. Является главным редактором журнала Le Débat, одного из главных французских интеллектуальных журналов, который он основал вместе с Пьером Нора в 1980 году.
По материалам www.etcetera.pro